Открытые данные

Родители обязаны оплачивать имущественные налоги своих несовершеннолетних детей

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации далее – НК РФ) налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ (независимо от возраста физического лица).

В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании пункта 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов в отношении этого имущества.

Муниципальный контроль в сфере благоустройства: правительство разрешит выдавать предписания бизнесу

Если при выездном обследовании обнаружат, что, например, компания или ИП не соблюдает обязательные требования в сфере благоустройства, нарушителю выдадут предписание устранить недостатки. Правило заработает с 28 июня 2023 года.

Оценивать, как лицо исполнило предписание, будут только при контрольном мероприятии без взаимодействия. Сейчас нельзя выдавать предписания по итогам любых бесконтактных контрольных мероприятий независимо от вида контроля.

Административная ответственность за оскорбление

В силу ст.28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.61 КоАП РФ, относится к исключительной компетенции прокурора.

В соответствии с ч.1 ст.5.61 КоАП РФ оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью второй статьи предусмотрена административная ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Помимо привлечения к административной ответственности, потерпевший по делу об административной правонарушении вправе требовать возмещения морального вреда.

При определении размера подлежащей взысканию денежной компенсации морального вреда по делам о защите чести, достоинства или деловой репутации гражданина принимается во внимание, в частности, содержание порочащих сведений и их тяжесть в общественном сознании, способ и длительность распространения недостоверных сведений, степень их влияния на формирование негативного общественного мнения о лице, которому причинен вред, то, насколько его достоинство, социальное положение или деловая репутация при этом были затронуты, нравственные и физические страдания потерпевшего, другие отрицательные для него последствия, личность потерпевшего, его общественное положение, занимаемую должность, индивидуальные особенности (например, состояние здоровья).

Принудительные работы как вид наказания

Данный вид наказания представляет собой альтернативу лишению свободы и назначается на срок от 2 месяцев до 5 лет.

Принудительные работы назначаются за совершение лицом преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые в случаях, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями п.7.1 ч.1 ст.299 УПК РФ при постановлении обвинительного приговора суд обязан разрешить вопрос о том, имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в случаях и порядке, установленных ст.53.1 УК РФ.

При наличии таких оснований суд должен привести мотивы, по которым пришел к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы и применения положений ст.53.1 УК РФ.

Если суд придет к выводу о возможности применения принудительных работ как альтернативы лишению свободы к лицу, совершившему два и более преступления, то такое решение принимается за совершение каждого преступления, а не при определении окончательного наказания по совокупности преступлений.

При исчислении сроков погашения судимости в отношении лиц, которым назначено наказание в виде принудительных работ в качестве альтернативы лишению свободы в соответствии со ст.53.1 УК РФ, необходимо руководствоваться положениями п. «б» ч.3 ст.86 УК РФ о погашении судимости по истечении одного года после отбытия наказания.

При замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в порядке исполнения приговора, предусмотренном п.2 ст.397 УПК РФ, штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы заменяются принудительными работами без предварительной замены лишением свободы.

Принудительные работы могут быть также применены при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы.

За продажу несовершеннолетним табачной и никотиносодержащей продукции увеличены штрафы

Федеральным законом от 28 апреля 2023 года № 175-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым за продажу несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции штрафы увеличены.

С 9 мая 2023 года штраф за реализацию несовершеннолетнему табачной и никотинсодержащей продукции, табачных изделий, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции составляет:

* для должностных лиц — от 150 000 руб. до 300 000 руб.,

* для юридических лиц — от 400 000 руб. до 600 000 руб.

Кроме того, повышен размер штрафа за вовлечение несовершеннолетнего в процесс курения табака или потребления никотинсодержащей продукции (статья 6.23 КоАП РФ). За указанное правонарушение он установлен в размере от 2 000 руб. до 5 000 руб.

Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей

Законодательством предусмотрены особенности допроса несовершеннолетних лиц.

В статье 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) установлено, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.

При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 УПК РФ, им указывается на необходимость говорить правду.

Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

Уголовная ответственность за распространение сведений о частной жизни лица

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданину право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

За нарушение неприкосновенности частной жизни установлена уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ. К сведениям о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну, могут быть отнесены фотографии, аудиовидеозаписи, выписки из медицинских документов, иные материалы.

Преступление может совершаться путем: незаконного собирания без согласия человека сведений о его частной жизни, которые составляют его личную или семейную тайну; незаконного распространения таких сведений без согласия человека; распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации.

Под собиранием сведений о частной жизни лица понимается любой способ их незаконного получения — подслушивание, опрос лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование без согласия потерпевшего, а также сбор информации с нарушением процедуры, установленной законом.

Преступным распространением сведений является любое незаконное или без согласия человека их доведение до хотя бы одного иного лица. К незаконному распространению сведений могут относиться случаи доведение до сведения других лиц в публичном выступлении (на собрании, лекции, митинге) информации о частной жизни человека, когда он не давал на это своего разрешения, опубликование сведений, фото, аудио либо видеоматериалов в СМИ или сети Интернет.

Исключение составляют действия должностных лиц правоохранительных органов, реализуемые в рамках закона (об оперативно-розыскной деятельности, о полиции и т.п.).

К числу наказуемых относится совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, а также незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или сети Интернет, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.

За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность максимальное наказание по которой возможно в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

Личное страхование: изменение в ГК РФ

Правило ГК РФ о том, что договор личного страхования публичный, утратит силу 12 сентября 2023 года. Полагаем, поправка среди прочего исключит предъявление исковых и других требований к страховым компаниям с доводом о том, что те обязаны заключать договор с каждым желающим.

Закон о возврате денег мобилизованным и ряду иных лиц вступил в силу

Мобилизованный может не позже 3 лет со дня заключения договора о реализации турпродукта потребовать расторжения этого соглашения и возврата денег. Туроператор обязан их вернуть.

Правило вступило в силу 13 июня 2023 года. Возможность предоставили также: -тем, кто поступил на военную службу по контракту не ранее 24 февраля 2022 года; -тем, кто с этой даты заключил контракт о добровольном содействии Вооруженным силам РФ; -членам семей данных граждан или мобилизованных. Туроператор, который сформировал продукт, должен возвратить сумму за счет своих средств.

Если их не хватает, по решению правительства задействуют фонд персональной ответственности туроператора. Вернуть деньги нужно не позже 10 дней с даты подачи туроператору и (или) турагенту требования с подтверждающими документами, которые определит правительство.

Новшества распространили на отношения из договоров, которые заключили с 1 сентября 2021 года.

Кража с незаконным проникновением в свое же помещение тоже возможна

КС РФ рассмотрел дело о проверке конституционности п.«б» ч.2 ст.158 УК РФ и ч.1 ст.17 УПК РФ, где поводом для рассмотрения явилась жалоба осужденного Великанова В.С. Согласно приговору виновный, реализуя умысел на тайное хищение чужого имущества, подошел к заднему входу расположенного на территории ЕГО домовладения помещения,где размещалась парикмахерская. Сняв при помощи монтировки с петель дверь,он проник в помещение и похитил имущество гр. К. При обжаловании он указал,что помещение,из которого совершена кража принадлежит ему на праве собственности, договор аренды с гр. К. не заключен, поэтому квалифицирующий признак - незаконное проникновение в помещение,вменен необоснованно. КС РФ счел положения конституционными и пояснил: незаконность проникновения в помещение устанавливают исходя из цели, умысла на совершение хищения и отсутствия у лица права на доступ в объект. Не важно, соблюдена ли гражданско-правовая форма такой передачи, тк она не влияет на общественную опасность самого хищения.

О регулировании производства и оборота табака

С 1 сентября 2023 года вступит в силу закон о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства.

Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ устанавливает правовые основы государственного регулирования производства и оборота табачных изделий и сырья.

В частности, закон: устанавливает обязательную государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства табачных изделий и сырья; разрешает производство и оборот только маркированной табачной и никотинсодержащей продукции; предусматривает запрет на розничную продажу сырья и табачных изделий не в потребительской упаковке; содержит отдельные ограничения по перемещению немаркированной табачной продукции.

Одновременно законом определяются виды деятельности в сфере табачного рынка, осуществление которых подлежит лицензированию: производство, хранение и поставка произведенных табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья; производство, хранение и поставка произведенных табачной продукции и никотинсодержащей продукции; ввод в оборот при ввозе в РФ и вывод из оборота при вывозе из РФ табачной продукции и никотинсодержащей продукции; ввод в оборот при ввозе в РФ и вывод из оборота при вывозе из РФ сырья и никотинового сырья; производство сигар, а также связанные с производством хранение и поставка произведенных сигар; закупка табачной продукции и никотинсодержащей продукции для реализации такой продукции в качестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

При этом положениями нового закона предусмотрен порядок получения (переоформления) и аннулирования действия лицензий. Кроме того, закон устанавливает четкие требования к сопроводительным документам при обороте табачной продукции и сырья. Закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года за исключением отдельных положений. Требования по лицензированию перечисленных выше видов деятельности будут действовать с 1 марта 2024.

О праве на защиту интересов несовершеннолетних

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Семейным кодексом Российской Федерации (далее - СК РФ) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ребенок может осуществлять защиту своих прав и законных интересов как самостоятельно, так и через родителей или лиц, их заменяющих.

Не могут осуществлять защиту прав ребенка лица:

- лишенные (ограниченные) в родительских правах;

- у которых дети отобраны по решению суда либо органом опеки и попечительства;

- признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности.

С просьбой о защите прав ребенок может обратиться в органы опеки и попечительства, в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи, а также в прокуратуру.

Законом установлена обязанность должностных лиц организаций и граждан сообщить в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, а также о нарушении его прав и законных интересов (ст. 122 СК РФ).

На органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей в случаях (ст. 121 СК РФ):

• смерти родителей;

• лишения (ограничения) их родительских прав;

• признания родителей недееспособными;

• болезни родителей;

• длительного отсутствия родителей;

• уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

• отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;

• при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;

• других случаях отсутствия родительского попечения.

При угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства имеет право самостоятельно отобрать ребенка у родителей.

Особая роль в защите законных прав и интересов ребенка законом предоставлена органам прокуратуры.

Прокурор принимает обязательное участие в рассмотрении судами дел по следующим категориям:

- о лишении родительских прав;

- о восстановлении в родительских правах;

- об ограничении в родительских правах;

- об усыновлении (удочерении) ребенка;

- об отмене усыновления (удочерения) ребенка;

- об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

- об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

- о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации;

- о защите интересов несовершеннолетнего, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

Прокурор наделен правом обращения в суд с требованиями:

- о лишении родительских прав и взыскании алиментов;

- об ограничении родительских прав;

- о признании недействительным соглашения об уплате алиментов;

- об отмене усыновления (удочерения) ребенка и др.

Самостоятельное обращение ребенка в суд возможно при достижении им возраста 14 лет, а также, в случае приобретения полной дееспособности в порядке эмансипации либо при вступлении в брак до совершеннолетия.

Разрешение судами споров, связанных с воспитанием детей осуществляется с учетом мнения ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Информирование органов опеки и попечительства, органов государственной власти о фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию, образованию, а также угрозы жизни и здоровью детей способствует принятию своевременных мер по защите их прав и законных интересов.

Особенности наследования автомобиля

Право собственности на принадлежавшее гражданину имущество, включая транспортные средства, переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В соответствии со положениями Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем постановки транспортного средства на государственный учет. При этом регистрация указанных транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.

Таким образом, отсутствие на момент смерти наследодателя регистрации принадлежащего ему транспортного средства в органах ГИБДД не является препятствием к его наследованию.

О правилах выгула домашних животных

Действующим федеральным законодательством предусмотрено, что выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц (статья 13 Федерального закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо соблюдать следующие требования:

- исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

- обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

- не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, и соблюдать иные требования к его выгулу, которые могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации.

Кроме того, законом предусмотрено, что выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Необходимо обратить внимание, что постановлением Правительства от 29.07.2019 № 974 к потенциально опасным собакам относятся следующие породы собак: акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ, гибрид волка, гуль дог, питбульмастиф, северокавказская собака, а также метисы этих пород.

Питьевая вода должна быть безопасной

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

С учетом требований ст. 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги), соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги) и т.д. При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению (перерасчету) в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

При этом, для перерасчета размера платы за потребленные коммунальные услуги необходимо подтверждение факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок установления которого установлен разделом X Правил № 354. Согласно требованиям законодательства потребитель письменно или устно должен сообщить в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальной услуги о нарушениях порядка ее предоставления, в том числе о ненадлежащем качестве. В рамках рассмотрения заявки (обращения) исполнитель коммунальной услуги незамедлительно сообщает заявителю причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а в случае, если такие причины неизвестны согласовывает с потребителем точное время и дату проверки качества коммунальной услуги.

По результатам проверки (если ранее причина ненадлежащего качества услуги была исполнителю не известна) исполнитель обязан составить акт проверки, в который вносятся сведения о нарушениях параметров качества, время и дата предоставления услуги ненадлежащего качества. Указанный акт является одним из юридических оснований для перерасчета размера платы за коммунальную услугу.

Кроме того, потребители имеют право также обратиться в любую аккредитованную организацию для проведения необходимых исследований и дачи заключения о соответствии качества коммунальной услуги. За нарушения прав потребителей коммунальных услуг, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнитель несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, за нарушения требований закона к качеству оказания коммунальной услуги по водоснабжению ресурсоснабжающая организация может быть привлечена к административной ответственности по статьям 6.5, 14.4 КоАП РФ.

Ответственность за жестокое обращение с животными

Статьей 245 Уголовного кодекса РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 000 рублей, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо ограничением свободы до одного года, либо лишением свободы на срок до трёх лет, за жестокое обращение с животными в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье. Те же действия, совершенные группой лиц, в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или сети Интернет, а равно в отношении нескольких животных, наказываются штрафом от 100 000 до 300 000 рублей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трёх до пяти лет.

Возможность замены административного штрафа на предупреждение для субъектов предпринимательской деятельности

Статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность замены наказания виде административного штрафа на предупреждение.

Условиями для применения замены штрафа на предупреждение является

- выявление правонарушения в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- назначение наказания в виде предупреждения не предусмотрено санкцией статьи раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерацииоб административных правонарушениях;

- административное правонарушение совершено впервые;

- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- отсутствие имущественного ущерба.

Замена штрафа на предупреждение правомерна в случаях, когда деятельность орган исполнительной власти законодательством не отнесена к государственному контролю (надзору), однако обладает признаками контроля. Неприменение в таких случаях положений статьи 4.1.1 КоАП РФ ставит в неравное положение субъектов ответственности с иными лицами.

Гарантии инвалидов в сфере труда

В сфере трудовых правоотношений инвалидам законом установлены определенные гарантии. Труд инвалидов регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым предусмотрено обязательное создание квот для приёма на работу инвалидов (в зависимости от среднесписочной численности персонала у каждого работодателя), устанавливаемая каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

 От соблюдения установленной квоты освобождаются работодатели - общественные объединения инвалидов или образованные самими инвалидами организации.

Локальные акты работодателя, коллективные договоры, трудовые договоры не могут содержать положения, ухудшающие положение инвалидов или содержать дискриминационные условия.

Работодатель при трудоустройстве инвалида обязан соблюсти следующие гарантии:

1) создание необходимых условий для труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ст. 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации), при чем индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения работодателем;

 2) установление сокращенной продолжительности рабочего дня (смены) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ч. 1 ст. 94 Трудового кодекса Российской Федерации);

3) установление сокращенной продолжительности рабочей недели;

Продолжительность рабочей недели для инвалидов 1 и 2 группы не может быть более 35 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации). Для инвалидов 3 группы продолжительность рабочей недели определяется согласно индивидуальной программы реабилитации.

4) предоставление ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней, исходя из 6-дневной рабочей недели (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

5) оплата труда за сокращенное рабочее время как за нормальную продолжительность рабочего времени;

6) соблюдение порядка привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113, ч. 2 ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации);

7) предоставление отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году.

Срок исковой давности может зависеть от признания долга ответчиком

Верховный Суд в Определении № 127-КГ23-1-К4 от 14.03.2023 разъяснил порядок течения срока исковой давности в случае, когда стороны договорились о возврате средств после продажи имущества третьему лицу.

Как отметил Верховный Суд в случае признания ответчиком долга срок исковой давности прерывается и начинает течь заново, поскольку истец, добросовестно полагаясь на такое признание, вправе, не обращаясь в суд, ожидать исполнения обязанностей ответчиком.

Изменения в законодательство об удостоверении доверенностей и завещаний

С 14.04.2023 вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2023 № 101-ФЗ «О внесении изменений в статью 185.1 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации», которым внесены изменения в порядок оформления нотариально удостоверенных доверенностей и завещаний отдельными категориями граждан.

В частности, доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, приравниваются к нотариально удостоверенным доверенностям только в случае их удостоверения руководителями (их заместителями) таких организаций.

Помимо этого, к числу завещаний граждан, приравненных к нотариально удостоверенным завещаниям, отнесены:

завещания граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, удостоверенные руководителями (заместителями) таких организаций

завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях, соединениях, учреждениях и военно-учебных заведениях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) соответствующих воинских частей, соединений, учреждений или военно-учебных заведений.

Также указанным должностным лицам предоставлено право заверять подпись наследника на заявлениях о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство либо об отказе от наследства.

Изменения в порядок признания гражданина инвалидом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Положение).

С 01.06.2023 вступает в силу пункт 28 Положения, в соответствии с которым медико-социальная экспертиза признания гражданина инвалидом может проводится как при личном присутствии гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения, так и дистанционно, с применением информационно-коммуникационных технологий.

Медико-социальная экспертиза дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий проводится посредством использования информационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие между собой специалистов бюро медико-социальной экспертизы, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», с документированием совершаемых ими действий при взаимодействии.

Медико-социальная экспертиза без личного присутствия гражданина проводится путём изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

При этом при осуществлении медико-социальной экспертизы без личного присутствия гражданина опрос, осмотр и обследование гражданина специалистами бюро не проводятся.

При проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, в том числе дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, решение объявляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые дают по нему разъяснения.

Поправки в ГПК РФ и АПК РФ, уточняющие вопросы судебного представительства

Федеральным законом от 18.03.2023 № 80-ФЗ внесен ряд изменений в статью 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Установлено, что судебными представителями помимо лиц, перечисленных в статье 51 ГПК РФ и части 1 статьи 60 АПК РФ, не могут быть также иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено федеральным законом.

В частности, в гражданском процессе теперь к лицам, которые не могут быть представителями в суде, отнесены судьи, следователи, прокуроры, помощники судей, работники аппарата суда и иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

Представителями в арбитражном суде не могут быть судьи, арбитражные заседатели, следователи, прокуроры, помощники судей, работники аппарата суда и иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено федеральным законом. Данное правило не распространяется на случаи, если указанные лица выступают в арбитражном суде в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

Кроме этого, законом в ГПК РФ внесены поправки, уточняющие требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа и искового заявления с целью исключения неправильной идентификации должников и ответчиков.

Если взыскателю (истцу) задолженности по оплате помещения, машино-места в многоквартирном доме, коммунальных услуг, взносов на капремонт, энергетических ресурсов неизвестны фамилия, имя, отчество должника (ответчика), то взыскатель (истец) вправе указать об этом в заявлении. В таком случае указанная информация будет представляться суду органами СФР, налоговыми органами, органами внутренних дел, а также организацией, уполномоченной на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

Ответственность за фальсификацию доказательств в суде

Статьей 303 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию доказательств в суде лицом, участвующим в деле, или его представителем.

Фальсификацией является предъявление участником судебного процесса суду в качестве доказательств документов, содержащих недостоверную информацию по делу (расписка либо документы, в которых были внесены изменения, искажающие суть достоверных сведений).

Данное преступление совершается с прямым умыслом, а мотивы его могут быть различными и, зачастую, являются корыстными.

Участие лица, предоставившего в суд подложные доказательства, при этом, не обладающего сведениями об их искажении, не образует состав рассматриваемого преступления.

Основанием для проведения процессуальной проверки является факт предоставления сфальсифицированных доказательств, которые были положены судом в основу судебного решения при рассмотрении дела.

Предоставление подложного доказательства, оставшегося без внимания суда и не положенного им в основу принятого решения, не является основанием для проведения доследственной процессуальной проверки.

Правительство исключило требование о предоставлении потребителем коммунальной услуги исполнителю копии свидетельства о проверке средств измерений

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2023 № 588 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" нормы отмеченных правил приведены в соответствие с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений". В соответствии с данными изменениями из правил исключено положение о предъявлении к собственникам (пользователям) помещений требования о предоставлении копии свидетельства о проверке средств измерений (приборов учёта коммунального ресурса). Обозначенные изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2022 года.

Ответственность за заведомо ложный донос

Статьей 306 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления. Указанные деяния наказываются штрафом в размере до 120 000 рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Заведомо ложный донос о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления наказывается штрафом от 100 000 рублей до 300 000 рублей, либо принудительному работами до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок. Компетентный орган, проверяющий сообщение о преступлении в отношении конкретных лиц, в случае отказа в возбуждении уголовного дела обязан дать правовую оценку действиям заявителя по ст. 306 УК РФ.

Право на получение налогового вычета за физкультурно-оздоровительные услуги

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на получение социально­го налогового вычета за физкультурно-озд­оровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возра­сте до 18 лет (до 24 лет, если дети (в том числе усыновленны­е) являются обучающи­мися по очной форме обучения в организац­иях, осуществляющих образовательную деят­ельность), подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-спор­тивными организациям­и, индивидуальными предпринимателями, ос­уществляющими деятел­ьность в области физ­ической культуры и спорта в качестве осн­овного вида деятельн­ости (пункт 7 части 1 статьи 219 Налогов­ого кодекса Российск­ой Федерации).

Одним из необходимых условий получения указанного налогового вычета является вкл­ючение физкультурно-­оздоровительных услу­г, за которые полага­ется социальный нало­говый вычет, в переч­ень видов физкультур­но-оздоровительных услуг, утверждаемый Правительством Россий­ской Федерации.

Кроме того, физкульт­урно-спортивная орга­низация, индивидуаль­ный предприниматель должны быть включены в перечень физкульт­урно-спортивных орга­низаций, индивидуаль­ных предпринимателей, осуществляющих дея­тельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деяте­льности, сформирован­ный на соответствующ­ий налоговый период.

Данный перечень ежег­одно формируется Мин­истерством спорта Ро­ссийской Федерации.Д­анный социальный нал­оговый вычет предост­авляется при предста­влении налогоплатель­щиком в налоговый ор­ган документов, подт­верждающих его факти­ческие расходы на оп­лату физкультурно-оз­доровительных услуг, а именно копий дого­вора на оказание физ­культурно-оздоровите­льных услуг и кассов­ого чека, выданного на бумажном носителе или направленного в электронной форме в соответствии с треб­ованиями, установлен­ными Федеральным зак­оном от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осущест­влении расчетов в Ро­ссийской Федерации".

Материнский (семейный) капитал при разводе супругов

Статьей 38 Конституции РФ регламентировано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе, в целях улучшения жилищных условий.

Материнский капитал, являясь государственной целевой выплатой, не относится к совместно нажитому имуществу, в связи с чем, разделу между супругами не подлежит.

Вместе с тем, в случае реализации средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий семьи, жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (первого, второго и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

В данном случае бывший супруг, в случае раздела имущества в рамках бракоразводного процесса, вправе и далее осуществлять правомочия собственника в отношении зарегистрированной за ним доли в праве собственности на указанное жилое помещение.

Утверждены типовые условия контрактов на оказание услуг питания школьников

7 апреля 2023 Утверждены типовые Правительство РФ в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ утвердило типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Документ предусматривает ряд обязанностей заказчика и исполнителя контракта, в том числе требования к порядку оказания услуг, качеству пищевой продукции. В частности, исполнителю запрещается исключать из меню горячего питания, в том числе при замене пищевой продукции. Также при оказании услуги должны использоваться оборудование, инвентарь, посуда, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения.

Порядок расчета налога в отношении транспортного средства

По общему правилу уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса). При изменении места нахождения или места жительства (места пребывания) налогоплательщика, на которого зарегистрировано облагаемое налогом транспортное средство, налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли такие изменения. Аналогичное правило распространяется и на случаи перерегистрации транспортного средства с одного обособленного подразделения организации на другое, находящееся в другом субъекте РФ. Исходя из нового места нахождения или места жительства (места пребывания) налогоплательщика, его обособленного подразделения налог в отношении такого транспортного средства уплачивается, начиная со следующего месяца.

Уголовная ответственность за укрывательство преступления

Под укрывательством преступлений следует понимать заранее не обещанное сокрытие преступника, средства или орудия преступления, следов либо предметов, добытых преступным путем, которое совершено лицом, не принимавшим участия в основном преступлении в качестве исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника.

Законодательством установлена уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, особо тяжких преступлений, что предусмотрено статьей 316 Уголовного кодекса Российской Федерации. Между тем действия, совершенные лицом относительно иной категории преступлений (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкое преступление) не влекут уголовной ответственности.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на сокрытие преступления или лица, его совершившего, независимо от того, оказалось ли оно результативным и совершается исключительно путем действия. Ответственность за укрывательство преступления наступает с шестнадцати лет. При этом лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа, принудительных работ, лишения свободы на срок до двух лет.

Изменен порядок выплат при несчастном случае на производстве

Президентом РФ подписал закон, увеличивающий размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания с 1 млн руб. до 2 млн руб. (Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. № 98-ФЗ). Данная норма применяется к страховым случаям, наступившим с 3 апреля 2023 года. Также скорректирован и порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности. Средний дневной заработок для его исчисления, так же как и для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы двух лимитов по страховым взносам, установленных на два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

Порядок уплаты административного штрафа

В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Вместе с тем, законодательством предусмотрены случаи, когда административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Так, административный штраф за ряд административных правонарушений в области дорожного движения возможно оплатить в размере половины суммы наложенного административного штрафа если сделать это не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Статьей 31.5 КоАП РФ установлено, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность по части 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Изменения в законодательство в сфере газоснабжения

С 01.09.2023 года вступают в силу поправки к Федеральному закону от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищному кодексу РФ. Кроме внесения дополнений в содержание существующих статей ЖК РФ, вводится новая статья - 157.3, которая закрепляет условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения. В частности, нововведением является то, что за газораспределительной (специализированной) организацией теперь закрепляются функции по техобслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Вместе с тем, управляющие компании, ТСЖ, жилищные, а также иные специализированные кооперативы должны заключать с указанной организацией договоры на техобслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования. Данная обязанность должна быть отражена в договорах управления и уставах организаций. В свою очередь собственники и наниматели жилых помещений, в силу принятых изменений, должны заключить договоры на техобслуживание внутриквартирного газового оборудования.


Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополняться полезной информацией.

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!